Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

понедельник, 28 марта 2022 г.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация работы по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края»

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. 


Содержание контроля:

1.     тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

2.     наблюдение педагогического процесса;

3.     оценка профессиональных умений воспитателя;

4.     анализ РППС в группе;

5.     наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;

6.     оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

На основании годового плана работы на 2021-2022 учебный год, проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

Основные методы контроля:

1.     изучение календарно-тематического планирования;

2.     содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию в группах (смотр-конкурс);

3.     оценка профессиональных умений воспитателей, эффективности используемых ими методов и приемов работы с детьми;

4.     анализ создания условий в группах,

5.     анализ планирования работы  по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края,

6.     анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Организация работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию планируется и организуется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, парциальной программой Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Планирование.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей прослеживается в тематическом и календарном планировании по темам «Моя семья», «Детский сад», «Мой дом, моя станица», «Россия-Родина моя», «Я-человек», «Народная культура и традиции русского народа» через организацию разных форм работы с детьми: тематические беседы («Добрый человек. Какой он?», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мое имя»), художественно-продуктивную деятельность (рисование «Моя семья»,  «Российский флаг» и др.), игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Магазин»; дидактические игры: «Все профессии важны», «Имена» и др.), игровые обучающие ситуации («Мы помогаем…»), чтение художественных произведений, итоговые мероприятия, индивидуальную работу.

Документация по календарному и тематическому планированию ведется. Планирование соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей. На момент проверки документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.

Развивающая предметно - пространственная среда.

Главным условием для организации работы в данном направлении является создание развивающей предметной среды. Предметно-развивающая среда в группах соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. В группах  имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», имеются открытки с достопримечательностями городов России, нашей станицы. Также имеются изображения флага и герба России,  Ставропольского края и Курского муниципального округа. Имеются иллюстрации занятий по ознакомлению детей с Россией, Ставропольским краем и станицей.

В  группах имеются народные игрушки: матрешки, дидактический материал по ознакомлению детей с росписями. Есть дидактический материал по народным костюмам и росписям.

Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки. Созданы альбомы о животных и птицах нашего края. В младшей группе «Ромашка», средней и старшей группах  имеются куклы в национальных костюмах.

В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. В подготовительной группе представлены работы детей по созданию «генеалогических деревьев», семейных гербов.

Представлены семейные фотоальбомы, в младшей группе «Ромашка» есть «семейный альбом группы».

В старшей и подготовительной группах есть макеты планеты Земля - глобус. 

Организация образовательного процесса.

Были проведены открытые просмотры ООД по  приобщению воспитанников к культурным традициям  родного края в средней группе «Капелька» воспитатель Филиппова Н.В. и ОД краеведение в подготовительной к школе  группе «Звездочки» воспитатель Серова Н.П.  

В ходе анализа образовательного процесса было выявлено, что воспитатели проводят занятия в соответствии с основной образовательной программой, перспективно-тематическим планированием. В ходе образовательной деятельности, через разные формы работы с детьми  воспитатели обеих групп формируют у детей первоначальные знания и представления о Родине, народных традициях и обычаях, истории, культуре, прививают нравственные нормы взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

ООД по познавательному развитию в средней группе «Капелька» представила воспитатель Филиппова Н.В.  по теме «Природа родного края». Педагог проверила знания воспитанников о России, крае и станице. Дети в игровой форме повторили названия растений и животных нашего края и станицы. Для активизации внимания и лучшего усвоения темы были продемонстрированы практические способы работы с детьми, прослеживался дифференцированный подход к детям.

Используемый дидактический материал имел красочный эстетический вид, был интересен, понятен и доступен детям, вызывал желание выполнять задания.

ООД Краеведение по теме «Во казачей во станице» в подготовительной к школе группе провела воспитатель Серова Н.П. Педагог умело применяла ИКТ, словесные методы и приемы (рассказы, проблемные вопросы), наглядные методы (иллюстрации, картины), поисковую деятельность(сбор информации), побуждая детей делать элементарные выводы, сравнивать, анализировать. Вместе с тем, педагогом были продуманы методические приемы взаимодействия с детьми на протяжении всего занятия, в полной мере созданы условия для детской познавательной и речевой активности, инициативы, проявления любознательности. ООД проведено методически грамотно, носило насыщенный и содержательный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения.

В результате систематической работы в направлении формирования нравственно- патриотических качеств личности у детей складываются предпосылки к вхождению в социум: приобретается опыт общения с взрослыми и сверстниками, формируются основы культуры поведения в общественных местах, дружеские взаимоотношения; дети приобретают знания о Родине, символике России, семье, дружбе. Опрос показал, что практически все дети знают название страны, государственные символы и президента нашей страны, народные и государственные праздники. К сожалению, не все дети знают свой домашний адрес, хотя знают названий улиц и площадей города, его достопримечательности. Практически все дети знают и называют народные игры и игрушки. Такие нравственные качества как дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь понимают большинство опрошенных детей.

Взаимодействие с родителями.

Важным условием решения задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников является взаимодействие с родителями. Родители проявляют интерес ко всем мероприятиям, проходящим в детском саду, стараются оказать посильную помощь воспитателям, участвуют в конкурсах, придают своей работе неповторимость, отличительную особенность, характерную для семьи.

Для повышения компетентности родителей по данной проблеме размещается наглядная информация в родительских уголках: консультации («Воспитание любви к малой Родине!», «Как научить ребенка любить свою малую Родину»), рекомендации, папки-передвижки.

Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов.

Выводы и предложения: таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически, нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни.

Учебно – воспитательная работа в группах строится на основе основной образовательной программы; у воспитателей комплексно–тематическое и календарное планирование соответствует нормам, методические пособия, необходимые для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию имеются, но не в достаточном  объеме. Созданная в группах предметно-развивающая среда достаточна и целесообразна.

Таким образом, на основании детального анализа, работу по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду признать удовлетворительной.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий