Цель: повышение качества работы участников образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Задачи: Провести системный анализ уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста; Систематизировать знания педагогов образовательной организации по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Повестка
1. Вступление об актуальности темы
педагогического совета «Актуальность проблемы социализации» – Заведующий МДОУ
2. Итоги выполнения
решения предыдущего педагогического совета. – старший воспитатель
3. Повторенье - мать
ученья. (Вопрос-ответ. Решение проблемных педагогических ситуаций) - старший воспитатель
4. Справка по результатам
тематического контроля «Организация работы по социально - коммуникативному
развитию дошкольников». - старший воспитатель
5. Мастер – класс
«Использование игровых технологий для развития социальных навыков
дошкольника» - воспитатель
6. «Использование
проектной деятельности в социально-личностном развитии детей» (из опыта работы)
- воспитатель
7. Значение развивающей
предметно-пространственной среды для социализации дошкольников – воспитатель
8.
Нравственно-патриотическое воспитание - важный фактор социализации
воспитанников «Дети – волонтеры» -
воспитатель
9. Обсуждение проекта
решения совета
3. Вопрос – ответ: Разбор педагогических ситуаций.
1.
Ситуация
А) Воспитатель во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными – с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
Б)
Воспитатель повторила экскурсию
и познакомила детей
не только с
животными, но и
с работой людей
в зоопарке: кассир
продает билеты, контролер их
проверяет и пропускает
посетителей, уборщики
убирают клетки с животными, ветеринар лечит
животных, экскурсоводы рассказывают
посетителям о животных. После
этой экскурсии дети самостоятельно начали
играть.
2.
Ситуация.
А) Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникла. Почему?
Б) Тогда с детьми была проведена еще одна экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров. После этой экскурсии сразу возникла игра.
ВЫВОД:
Д.Б. Эльконин: Действительность, в которой
живет ребенок, может
быть условно разделена
на две взаимосвязанные, но
вместе с тем различные
сферы. Первая - это сфера
предметов, вторая – сфера
деятельности людей и
их отношений. Это
свидетельствует о том,
что ролевая игра
особенно чувствительна к
сфере деятельности людей
и отношений между
ними.
Вопрос воспитателям: Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
Процесс
социально-коммуникативного развития дошкольников включает различные виды
деятельности:
·
Игровая деятельность – дает ребенку
почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка
появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный
результат.
·
Исследовательская деятельность – дает
возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение
собственных представлений.
·
Изобразительная - позволяет ребенку с
помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем
участие.
·
Предметная – удовлетворяет познавательные
интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем
мире.
·
Наблюдение – обогащает опыт ребенка,
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные
чувства.
·
Коммуникативная (общение) – объединяет
взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в
эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
·
Проектная – активизирует самостоятельную
деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов
деятельности.
·
Конструктивная – дает возможность
формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления
собственным поведением.
Таким образом, каждый вид
деятельности вносит вклад в процесс социально- личностного развития
дошкольников.
Основные
формы работы при реализации социально-коммуникативного развития:
1)
Организованная образовательная деятельность (занятия). Социально-коммуникативное
развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического
циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует
развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, даёт возможность
рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в
практической (трудовой, продуктивной) деятельности.
2)
Личный пример взрослого. В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример
– одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов
поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.
3)
Игровая ситуация. В ходе данной практической формы работы ребёнок «проживает» предложенную
ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнёром, усваивает новые знания,
конструктивные приёмы общения.
4)
Беседа. В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный
материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в режимные моменты,
индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет
закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно
выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций
социально- нравственного характера.
5)
Наблюдение. Применяется при усвоении детьми норм общения со
взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми
видами труда.
6)
Игра. Это одна из основных форм социализации ребѐнка, направленная на овладение
нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия,
конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах
деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности)
способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить
усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.
7)
Наглядные методы. К ним относится работа с серией сюжетных картинок,
отображающих определѐнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае
необходимости помочь ребѐнку наводящими вопросами, проанализировать действия
героев, оценить их, предложить своѐ решение ситуации (как нужно поступить и
почему).
8)
Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно
расширяет арсенал форм и методов работы по социально- коммуникативному развитию
дошкольника. Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально
приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.
Вопрос воспитателям: Какие игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников вы используете?
Проект решения педсовета.
1. Совершенствовать
работу педагогического коллектива
по социально-коммуникативному развитию
дошкольников в соответствии
с ГОС ДО.
2. Активизировать
познавательную деятельность детей
на социальное развитие
личности через организацию экскурсий, использования ИКТ.
3. Провести анализ развивающей
среды каждой группы
и пополнить игровые
уголки игрушками и
предметами-заместителями.
4. Создание благоприятного
психологического климата в
детском коллективе.
5. В работе с детьми
по социально-коммуникативному развитию
использовать игровые технологии,
планировать коммуникативные игры
на создание эмоционального комфорта
детей в течение
дня. Проанализировать и пополнить копилку коммуникативных игры в
соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий