Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

вторник, 16 марта 2021 г.

Педагогический совет по теме «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников»

Цель: повышение качества работы участников образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Задачи: Провести системный анализ уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста; Систематизировать знания педагогов образовательной организации по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении.


Повестка

1.  Вступление об актуальности темы педагогического совета «Актуальность проблемы социализации» – Заведующий МДОУ 

2. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета. – старший воспитатель 

3. Повторенье - мать ученья. (Вопрос-ответ. Решение проблемных педагогических ситуаций) - старший воспитатель 

4. Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников». - старший воспитатель 

5. Мастер – класс «Использование игровых технологий для развития социальных навыков дошкольника»  - воспитатель 

6. «Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей» (из опыта работы)  - воспитатель 

7. Значение развивающей предметно-пространственной среды для социализации дошкольников – воспитатель

8. Нравственно-патриотическое воспитание - важный фактор социализации воспитанников «Дети – волонтеры»  - воспитатель 

9. Обсуждение проекта решения совета


3. Вопрос – ответ: Разбор  педагогических ситуаций.

1.     Ситуация

А) Воспитатель  во  время  экскурсии по  зоопарку  знакомила  ребят  с  различными  животными – с  их  повадками, образом  жизни, внешним  видом и т.д. По  возвращении  в  группу она внесла  в  комнату  игрушки  зверей,  с  которыми  знакомились  дети,  ожидая,  что  они  начнут  играть  «в  зоопарк». Но, дети, ни  в  тот,  ни в  последующие  дни  «в  зоопарк» не  играли. Почему? 

Б) Воспитатель  повторила  экскурсию  и  познакомила  детей  не  только  с  животными,  но  и  с  работой  людей  в  зоопарке:  кассир  продает  билеты, контролер  их  проверяет  и  пропускает  посетителей, уборщики  убирают  клетки  с животными, ветеринар  лечит  животных,  экскурсоводы  рассказывают  посетителям  о животных.  После  этой  экскурсии  дети самостоятельно  начали  играть.


2.     Ситуация.

А) Во  время  поездки  на  дачу  дети  получили  много  ярких  впечатлений  о  железной  дороге:  они  первый  раз  видели  поезд,  сами  садились  в  вагоны,  слышали  по  радио  объявления  об  отправлении  поезда  и т.п. Впечатление  от  поездки  было  довольно  сильным: дети  увлеченно  рассказывали  о  поездке,  рисовали  поезда,  но  игра  не  возникла.  Почему?

Б) Тогда  с  детьми  была  проведена  еще  одна экскурсия  на  железнодорожный  вокзал.  Во  время  экскурсии  детей  познакомили  с тем, как  начальник  станции  встречает  каждый  прибывший  поезд,  как  происходит  разгрузка  багажа, как  машинист  и  помощник  осматривают  исправность  поезда,  как  проводники  убирают  вагоны  и обслуживают  пассажиров. После  этой  экскурсии  сразу  возникла  игра.

ВЫВОД: Д.Б. Эльконин: Действительность,  в  которой  живет  ребенок,  может  быть  условно  разделена  на  две  взаимосвязанные,  но  вместе  с  тем различные  сферы. Первая -  это   сфера  предметов, вторая – сфера  деятельности  людей  и  их  отношений.  Это  свидетельствует  о  том,  что  ролевая  игра  особенно  чувствительна  к  сфере  деятельности  людей  и  отношений  между  ними.

Вопрос воспитателям:  Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?

Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

·        Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

·        Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

·        Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

·        Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

·        Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

·        Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

·        Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

·        Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально- личностного развития дошкольников.

Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного развития:

1) Организованная образовательная деятельность (занятия). Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, даёт возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.

2) Личный пример взрослого. В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.

3) Игровая ситуация. В ходе данной практической формы работы ребёнок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнёром, усваивает новые знания, конструктивные приёмы общения.

4) Беседа. В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально- нравственного характера.

5) Наблюдение. Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.

6) Игра. Это одна из основных форм социализации ребѐнка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.

7) Наглядные методы. К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определѐнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребѐнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев, оценить их, предложить своѐ решение ситуации (как нужно поступить и почему).

8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально- коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.

Вопрос воспитателям: Какие игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников вы используете?

 Проект решения педсовета.

1.      Совершенствовать  работу  педагогического  коллектива  по  социально-коммуникативному  развитию  дошкольников  в  соответствии  с  ГОС ДО.

2.      Активизировать  познавательную  деятельность  детей  на  социальное  развитие  личности  через  организацию экскурсий, использования  ИКТ.

3.      Провести  анализ  развивающей  среды  каждой  группы  и  пополнить  игровые  уголки  игрушками  и  предметами-заместителями.

4.      Создание благоприятного  психологического  климата  в  детском  коллективе.

5.      В  работе  с  детьми по  социально-коммуникативному  развитию  использовать  игровые  технологии,  планировать  коммуникативные  игры  на  создание  эмоционального  комфорта  детей  в  течение  дня. Проанализировать и пополнить копилку коммуникативных игры в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий