Уважаемые коллеги как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в организации общения педагога с родителями воспитанников? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями,
понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо,
чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги
испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает,
что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые
не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям
не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но
важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в
родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью
педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сейчас уважаемые
коллеги давайте подвигаемся под музыку,
как только музыка остановится, вы встаете в пару с тем, кто находится рядом с
вами.
Психотехническое упражнение
"Давление"
Цель: осознание разных моделей в общении
и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка
прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача
ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями
и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил
на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во
втором случае? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные
движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами
возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать
на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к
психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок,
коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а
возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Игра-инсценировка «Как поступить?»
Каждая команда
придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель- родитель», объявляет ее другой
команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из
создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
Команды показывают инсценировки.
"Правила построения эффективного общения"
- Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Приёмы установления хорошего
контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный
взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить"
собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для
беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно
настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы
воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы"
личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем
восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой
руки и ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд
исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я":
"Я сам такой же", "У меня тоже самое" Как можно реже
употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то -
то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы
все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели, знали.).
Манеру одеваться -
можно отнести к невербальным средствам общения. Так, строгий стиль в одежде
(пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким
статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду,
которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного
покроя, расклешенные юбки и т. д.). Поэтому очень важно для педагога умение
преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда,
прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в
процессе общения.
Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно.
Показывать
это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к
собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное
количество информации. Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте
точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи
высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Не прерывать
высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните!
При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть
утеряна.
Основные моменты:
Дайте собеседнику возможность
выговориться. Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих
выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете,
что…» и т. д.) Резюмируйте наиболее важные высказывания. Не прерывайте
собеседника. Не противоречьте. Задавайте вопросы.
Тест «Оценка коммуникабельности»
Психологическая разминка "Очень я собой
горжусь".
Упражнение
направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими
повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.
1.
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,
потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое
гожусь".
2.
Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять:
"Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
3.
Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю
удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
4.
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,
повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
5.
Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками:
"На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
6.
Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево,
повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я
помогу".
7.
Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять:
"Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
8.
Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:
"Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
9.
Сложив руки в замок, делая глубокий вдох:
"Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
- Я надеюсь, что сегодня Вы почерпнули что – то интересное для себя, и
это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания
с родителями, детьми и коллегами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий