Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов ю взаимодействии с родителями.
Задачи: Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности. Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями. Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями. Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Ход семинара-практикума
1. Настрой на работу.
Я очень рада всех
вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше
общение, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во
взаимодействии с родителями.
Упражнение
«Сердечки»
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.
2. Психологическое вхождение.
Упражнение
«Корзина достижений»
Перед вами круги
разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и положить его в
центре стола.
Тех, кто выбрал зелёный круг, ожидает успех на
сегодняшнем семинаре.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Жёлтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
3. Знакомство с темой семинара-практикума
Нормативные
документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на
основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную
деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел
внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации
воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт
к общению.
Одной из
актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема
построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете,
почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по
первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, —
не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Ответы участников семинара.
Даже при очень
хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин
порождают сложные отношения.
Посмотрите на шарики в корзинке. Это трудности, с
которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями.
Я предлагаю одному
участнику выйти ко мне. Я даю шарик и называю те трудности, с которыми вы
можете встретиться при общении с родителями:
—
непонимание
родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
—
неоправданно
позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
—
неоправданно
негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
—
излишняя
озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его
против детского сада.
—
воспитатель
порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который
оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает
какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его
самого, его состоятельность как человека и родителя;
—
непонимание
педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность
вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется
сделать?
Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем
решить эту проблему?
4. Психологический практикум.
Все родители
разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы
понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю
сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных
утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
Раздаточный материал
1. А) Я должна как можно чаще предоставлять
родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2.
А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3.
А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А)
Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.
5. Обучение педагогов навыкам гибкого и
доброжелательного отношения в общении с родителями.
Общаясь с родителями,
нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к
нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы
благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо
применить «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы
люди хотели с нами общаться, мы сами
должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен
это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для
него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не
просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Мария Ивановна!»
Во время
конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать
имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому
что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к
нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее
применим косвенный комплимент: мы
хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим
комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того,
умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о
его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема
общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения,
мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть.
Роль невербального общения огромна и умение его
контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в
технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами
коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи,
паузы, контакт глаз, прикосновения).
Упражнение на умение
интонировать
А.С.
Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить
фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным,
вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, любовным,
безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, жестоким,
командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и
т.п.
Произнести
следующие фразы (“Мне не безразличны
успехи вашего ребенка” с оттенками
иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По
ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь
цели.
6. Обучение педагогов практическим приемам и
упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями
Общение — это
деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит
свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не
понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания.
Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга.
Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным
в сфере общения.
Упражнение
«Общение с родителями — это...»
Группа
делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание:
первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями,
используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».
Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким,
как он есть и т. п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые
буквы второго слова — «родителем».
Затем
команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные
участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог
записывает высказывания на доске.
Обаяние педагога
Безусловное принятие родителя
Щедрость на похвалу ребенка
Естественность в поведении
Непринужденность
Искренняя улыбка
Ежедневный труд
Сила воли
Радушная встреча
Отзывчивость
Доброжелательная интонация
Интерес к проблемам
Толерантность
Единый стиль отношений с родителями
Легкость
Единогласное решение проблем
Молчаливое слушание
7. Подведение итогов семинара-практикума.
Обратная связь
Педагоги пишут на сердечках качества,
необходимые для эффективного общения с
родителями, и дарят их друг другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий