Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

понедельник, 26 апреля 2021 г.

Консультация для педагогов ДОУ «Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями воспитанников»

ФГОС ДО нацеливает нас, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с общеразвивающей программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Сегодня будем говорить с Вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

 

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

 

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

 • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали);

- воспитатель делает некорректные замечания родителю, применяет в практике только авторитарные методы общения.

 

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

 

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

• Возникновение конфликта (появление противоречий)

• Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной    

• Конфликтное поведение

• Исход конфликта

 

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

 

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

 

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты.

 

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтной и конфликтной ситуации, таковы:

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.

Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.

Чаще задавать вопрос: "Правильно ли я Вас понял (поняла?) ", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов.

Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументировано высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность «спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

 

Но  как реагировать на конфликтные ситуации?

 

В случае  конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

  • В чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
  • Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
  • С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?

2. Поймите другого - проявите эмпатию к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

3.  Сохраните достоинство. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

4.  Сделайте первый  шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прислушайтесь к мнению третьего,  авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий