1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее — Положение) в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 18 «Алёнка» (далее – ДОУ), разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 года №МР-42/02 ”О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций“ (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися») и определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в ДОУ.
1.2.
Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников ДОУ определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее -
Положение). Разработано в
соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставник -
педагогический работник, назначаемый
ответственным за профессиональную
и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной
организации.
Наставляемый
- участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при
его помощи и
поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается
предсказуемых результатов, преодолевая тем
самым свои профессиональные затруднения.
Куратор
- сотрудник образовательной организации,
учреждения из числа
ее социальных партнеров
(другие образовательные учреждения - школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры
и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.),
который отвечает за
реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество
- форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к
квалифицированному
исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество.
Форма наставничества -
способ реализации системы
наставничества через организацию работы
наставнической пары/группы, участники
которой находятся в заданной
ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и
позицией участников.
Персонализированная программа
наставничества
- это краткосрочная персонализированная программа
(от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников
наставнической деятельности, направления наставнической деятельности
и перечень мероприятий,
нацеленных на устранение выявленных профессиональных
затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.4.
Основными принципами системы
наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение
научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических
работников;
2) принцип системности и стратегической целостности
- предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с
максимальным охватом всех
необходимых компонентов
системы образования на
федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне
образовательной организации;
3) принцип
легитимности подразумевает соответствие
деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской
Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных
прав личности предполагает
приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе
его профессионального и социального
развития, честность и
открытость взаимоотношений, уважение
к личности наставляемого и
наставника;
5) принцип добровольности, свободы
выбора, учета многофакторности в определении и совместной
деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование
у наставляемого и наставника
ценностных отношений к
профессиональной
деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде,
общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает
ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и
пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации
наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в
создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
9) принцип
равенства признает, что
наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога
с соответствующей системой
прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в
системе наставничества.
1.5. Участие
в системе наставничества не
должно наносить ущерба
образовательному процессу
образовательной организации. Решение
об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения
должностных обязанностей для
участия в мероприятиях плана
реализации персонализированной программы
наставничества принимает
руководитель образовательной организации
в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывности образовательного
процесса в образовательной организации и замены их
отсутствия.
2. Цель и задачи системы
наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических
работников в образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию
эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей
непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению
молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических
работников:
- содействовать
созданию в образовательной организации
психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
-
оказывать помощь в
освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников
образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих
кадров;
-
содействовать участию в
стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и
внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций
педагогов в условиях цифровой
образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в
том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать
увеличению числа закрепившихся
в профессии педагогических кадров,
в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной
адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к
условиям осуществления педагогической деятельности
конкретной образовательной
организации, ознакомление с традициями и
укладом школьной жизни,
а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
-
обеспечивать формирование и
развитие профессиональных знаний
и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
-
ускорять процесс профессионального становления
и развития педагога,
в отношении которых осуществляется наставничество, развитие
их способности самостоятельно, качественно
и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с
замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального
поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
-
знакомить педагогов, в отношении которых
осуществляется
наставничество, с эффективными формами
и методами индивидуальной работы
и работы в коллективе, направленными на
развитие их способности
самостоятельно и качественно
выполнять возложенные на них
должностные обязанности, повышать
свой профессиональный уровень.
2.3. В
образовательной организации могут
применяться разнообразные формы наставничества («педагог -
педагог», «руководитель - педагог», «работодатель
- студент», «педагог
вуза/колледжа - молодой
педагог образовательной
организации» и другие)
по отношению к
наставнику или группе
наставляемых. Применение
форм наставничества выбирается
в зависимости от
цели персонализированной
программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений,
запроса наставляемого и
имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества
используются как в
одном виде, так
и в комплексе
в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество -
дистанционная форма
организации наставничества с
использованием
информационно-коммуникационных технологий, таких
как видеоконференции, платформы
для дистанционного обучения, социальные сети и
онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник -
наставляемый», привлечь профессионалов и
сформировать банк данных
наставников, делает
наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в
группе - форма
наставничества, когда один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и
более человек).
Краткосрочное или
целеполагающее
наставничество - наставник
и
наставляемый встречаются
по заранее установленному графику
для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные
краткосрочные результаты.
Наставляемый должен
приложить определенные усилия,
чтобы проявить себя
в период между встречами и
достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество -
профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится
наставником молодого педагога
в вопросах методики
и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное
наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда
наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы
обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
Скоростное наставничество -
однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с
наставником более высокого
уровня(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения
взаимоотношений с другими работниками,
объединенными общими проблемами
и интересами или
обменом опытом.
Такие
встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста
на основе информации,
полученной из авторитетных
источников, обменяться
мнениями и личным
опытом, а также
наладить отношения «наставник -наставляемый» («равный -
равному»).
Традиционная
форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более опытным
и начинающим работником в
течение определенного продолжительного времени. Обычно
проводится отбор наставника
и наставляемого по
определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма
наставничества «педагог-педагог» - способ реализации целевой модели наставничества через
организацию взаимодействия наставнической пары
«педагог-профессионал - педагог, вовлеченный в различные формы поддержки
и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель
образовательной организации -педагог»
способ реализации целевой
модели наставничества через
организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель
образовательной организации -
педагог», нацеленную на
совершенствование образовательного процесса
и достижение желаемых результатов
руководителем образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических,
кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставническая деятельность
осуществляется на основании
настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и
Программы наставничества ДОУ.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с
участием наставников) и включает в себя:
·
реализуемые в ДОУ формы
наставничества;
·
типовые индивидуальные планы
развития наставляемых под руководством наставника (далее — индивидуальные
планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый
с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной
ролевой модели.
3.2.
Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ДОУ,
куратор наставнической деятельности
и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по
осуществлению наставничества в ДОУ.
3.3. Наставничество устанавливается в
отношении нуждающихся в
нем лиц, испытывающих потребность
в развитии/освоении новых
мета-компетенций и/или профессиональных
компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий
участников образовательного процесса:
-
педагогические работники, вновь принятые на работу в ДОУ;
-
педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4.
Наставниками могут быть:
-
педагоги и иные должностные лица образовательных учреждений;
Критерии
отбора/выдвижения наставников представлены в (Приложении 1.)
3.5.
Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6. Наставник
одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не
более двух наставляемых, исключение — групповые формы работы (коммуникативные и
иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность
и сроки наставничества устанавливаются индивидуально
для каждой наставнической пары
(но не более
1 календарного года)
в зависимости от планируемых результатов,
сформулированных в индивидуальном плане
по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
В случае
быстрого и успешного
освоения лицом, в
отношении которого осуществляется наставничество, необходимых
компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором
может быть завершено досрочно.
Срок
наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности
или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
3.8.
Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ, основанием могут выступать
следующие обстоятельства:
—
прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ;
—
психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
—
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
—
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
—
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
При
замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы
наставнической деятельности в ДОУ
осуществляются в соответствие
с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь
этапов:
Этап
1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап
2. Формирование базы наставляемых;
Этап
З. Формирование базы наставников;
Этап
4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап
5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6.
Организация и осуществление
работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
На
первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ДОУ, включающая
в себя информирование потенциальных
участников наставнической деятельности, определение
заинтересованных аудиторий, сбор
и обработку предварительных запросов
наставляемых, определение форм,
ролевых моделей наставничества на
ближайший год, исходя из потребностей ДОУ, заключение партнерских соглашений с
организациями социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества ОУ.
На
втором этапе составляется
перечень лиц, желающих иметь
наставников, проводится
уточняющий анализ их
потребности в обучении,
например, с помощью диагностических бесед. На данном
этапе собираются: согласия на обработку
персональных данных от
тех участников Программы наставничества в ОУ, которые еще не
давали такого согласия,
На третьем
этапе проводится организационная работа
по формированию базы данных
потенциальных наставников с
ориентацией на критерии
отбора/выдвижения наставников (Приложение
2).
По итогам
четвертого этапа формируется
и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение или
предварительный отбор.
Выдвижение
наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и
коллективом сотрудников. В
первом случае составляется
проект приказа ДОУ с приложением листа согласования,
направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления
и согласования. Во
втором случае приказ
издается на основании представления коллектива
сотрудников (инициативной группы,
структурного подразделения, комиссии, совета ДОУ и др.), составленного в
произвольной форме на имя руководителя ДОУ.
Все
наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение
3), которые вместе с реестром
наставников размещаются на
сайте ДОУ (на
странице/в разделе по наставничеству).
В
рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов.
По итогам осуществления
данного этапа приказом руководителя ДОУ утверждается
Программа наставничества на текущий учебный год.
При необходимости
организовываются мероприятия по
развитию наставников в формате «Школы наставников», которые
включаются в Программу наставничества.
На шестом
этапе проводится текущая
работа куратора, наставников
и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
Седьмой этап
включает в себя
подведение итогов, проведение
итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической
деятельности.
3.10. Наставничество организуется
на основании приказа
руководителя ДОУ «Об утверждении положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации».
3.11. Руководитель ДОУ:
- осуществляет
общее руководство и
координацию внедрения (применения) системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации
о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации
наставничества педагогических работников в ДОУ;
- утверждает куратора реализации программ наставничества,
способствует отбору наставников и
наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает
Дорожную карту (план
мероприятий) по реализации
Положения о системе
наставничества педагогических работников в ДОУ;
- издает
приказ(ы) о закреплении
наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на
возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью;
- способствует
созданию сетевого взаимодействия в
сфере наставничества, осуществляет контакты
с различными учреждениями
и организациями по
проблемам наставничества
(заключение договоров о
сотрудничестве, о социальном
партнерстве,
проведение
координационных совещаний, участие в конференциях,
форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует
организации условий для
непрерывного повышения
профессионального мастерства
педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
4. Методическое объединение наставников
Методическое
объединение наставников:
-
совместно с куратором
принимает участие в
разработке локальных актов и информационно-методического сопровождения
в сфере наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
-
ведет учет сведений о
молодых/начинающих специалистах и
иных категориях наставляемых и
их наставниках; помогает
подбирать и закрепляет
пары (группы) наставников и
наставляемых по определенным
вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания,
воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности,
психолого-педагогическое сопровождение наставляемых
и наставников и т.п.); - разрабатывает, апробирует
и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых
соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического
сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет
подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприятиям: конкурсам
профессионального
мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение реализации
персонализированных программ наставничества в образовательной организации;
- участвует
в мониторинге реализации
персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- является
открытой площадкой для
осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации,
куратором реализации программ
наставничества участвует в
разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
- принимает
участие в формировании
банка лучших практик
наставничества педагогических работников, информационном сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной
странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с
куратором и ответственным за ведение сайта).
5. Права и обязанности куратора
5.1.
На куратора возлагаются следующие обязанности:
·
формирование и
актуализация базы наставников и
наставляемых; разработка проекта
Программы по организации наставничества
ДОУ;
·
организация и
контроль мероприятий в рамках утвержденной
Программы наставничества;
·
подготовка проектов документов,
сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение
руководителю ДОУ;
·
оказание своевременной
информационной, методической и
консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
·
мониторинг и
оценка качества реализованных
Программ наставничества через SWOT-aнализ в разрезе осуществленных
форм наставничества (Приложение 4);
·
своевременный сбор данных по
оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам
(Приложение 5);
·
получение обратной
связи от участников
Программы наставничества и иных
причастных к ее
реализации лиц (через
опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
·
анализ, обобщение
положительного опыта осуществления
наставнической деятельности в ДОУ и участие в его распространении.
5.2.
Куратор имеет право:
·
запрашивать документы
(индивидуальные планы, заявления,
представления, анкеты) и информацию
(для осуществления
мониторинга и оценки)
от участников наставнической
деятельности;
·
вносить предложения
по изменениям и
дополнениям в документы
ДОУ, сопровождающие наставническую деятельность;
·
инициировать мероприятия в рамках
организации наставнической деятельности в ДОУ;
·
принимать участие во встречах
наставников с наставляемыми;
·
вносить на рассмотрение
руководству ДОУ предложения о поощрении участников наставнической деятельности;
организации взаимодействия наставнических пар;
·
на поощрение
при выполнении показателей
эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества.
6. Права и обязанности наставника
6.1. Права наставника:
- привлекать
для оказания помощи
наставляемому других педагогических работников образовательной
организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с
материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию
о лице, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться
с заявлением к
куратору и руководителю
образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей
наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого
в форме личной проверки выполнения заданий.
6.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями
законодательства Российской Федерации, региональными и
локальными нормативными правовыми
актами образовательной организации
при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться
во взаимодействии со
всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу
с наставляемым по
программе наставничества (предметные
кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический)
совет и пр.);
- осуществлять
включение
молодого/начинающего специалиста в
общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению
общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать
условия для созидания
и научного поиска,
творчества в
педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать
укреплению и повышению
уровня престижности
преподавательской деятельности,
организуя участие в
мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с
педагогической деятельностью наставляемого,
вносить предложения о
его поощрении или
применении мер дисциплинарного
воздействия;
-
рекомендовать участие наставляемого
в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать
всестороннюю поддержку и
методическое сопровождение.
7. Права и обязанности
наставляемого
7.1. Права наставляемого:
-
систематически повышать свой профессиональный уровень;
-
участвовать в составлении
персонализированной
программы наставничества педагогических
работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам,
связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить
на рассмотрение предложения
по совершенствованию
персонализированных программ
наставничества
педагогических работников ДОУ;
-
обращаться к куратору
и руководителю образовательной организации
с ходатайством о замене наставника.
7.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные,
региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества
педагогических работников;
- реализовывать
мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные
сроки;
-
соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка образовательной организации;
-
знать обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией, основные направления профессиональной деятельности,
полномочия и организацию
работы в образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника
по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки,
практические приемы и способы качественного исполнения должностных
обязанностей;
- устранять
совместно с наставником
допущенные ошибки и
выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность,
организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться
у наставника передовым,
инновационным методам и
формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним.
8. Процесс формирования пар и
групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество
8.1. Формирование наставнических пар
(групп) осуществляется по
основным критериям:
- профессиональный профиль
или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или
наставляемых;
- у
наставнической пары (группы)
должен сложиться взаимный
интерес и симпатия, позволяющие в
будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
8.2. Сформированные на
добровольной основе с
непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной
организации.
9. Завершение персонализированной программы
наставничества
9.1. Завершение
персонализированной программы наставничества
происходит в случае:
- завершения
плана мероприятий
персонализированной программы наставничества в полном объеме;
- по
инициативе наставника или
наставляемого и/или обоюдному
решению (по уважительным
обстоятельствам);
- по
инициативе куратора (в
случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных
обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
9.2. Изменение
сроков реализации персонализированной программы
наставничества
педагогических работников. По
обоюдному согласию наставника
и наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока
реализации персонализированной
программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана
мероприятий, формы наставничества).
10. Мониторинг и оценка
результатов реализации программ наставничества
10.1. Оценка
качества процесса реализации
Программ наставничества в ДОУ направлена
на:
-
изучение (оценку) качества реализованных в ДОУ Программ наставничества, их сильных
и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый»
посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение 4);
-
выявление соответствия условий организации Программ наставничества в ДОУ
требованиям и принципам Целевой модели;
10.2.
Оценка эффективности внедрения
Целевой модели осуществляется с периодичностью 1
раз в полугодие (Приложение 5).
10.3. Оценка
реализации Программ наставничества также
осуществляется на основе анкет
удовлетворенности
наставников и наставляемых
организацией наставнической деятельности в ДОУ (Приложение 6).
10.4. В
целях обеспечения открытости
реализации Целевой модели
в ДОУ на сайте ДОУ (указать адрес
страницы/раздела о наставничестве) размещается и своевременно обновляется
следующая информация:
-
реестр наставников;
-
портфолио наставников;
-
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества
ОУ;
-
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
11. Мотивация участников наставнической
деятельности
11.1. Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие
высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ДОУ к
следующим видам поощрений:
-
публичное признание значимости их работы
объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;
-
размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов
о достижениях, наставляемых и др.) на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях.
11.2. Руководство ДОУ также может оказывать содействие
развитию социального капитала
наиболее активных участников
наставничества в ОУ
через приглашение их к участию
в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).
11.3. Результаты наставнической деятельности могут
учитываться при проведении аттестации
педагогов-наставников, а также
при определении стимулирующих
выплат ДОУ.
11.4. Руководство
ДОУ вправе устанавливать
доплаты педагогическим работникам
ДОУ за интенсивность труда либо выплаты компенсационного характера за выполнение работы,
не входящей в круг основных
обязанностей работников, с
целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его
эффективности.
12. Условия публикации
результатов персонализированной программы наставничества педагогических
работников на сайте ДОУ
12.1. Для
размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников
на официальном сайте образовательной организации создается
специальный раздел (рубрика).
На
сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы
наставников и наставляемых,
лучшие кейсы
персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и
локальная нормативно - правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации,
новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации и др.
12.2.
Результаты персонализированных программ
наставничества педагогических работников
в образовательной организации публикуются после их завершения.
13. Заключительные положения
13.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента
утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
13.2. В
настоящее Положение могут
быть внесены изменения
и дополнения в соответствии с
вновь принятыми законодательными и
иными нормативными актами Российской Федерации
и вновь принятыми
локальными нормативными актами ДОУ.
Приложение 1
Критерии и показатели отбора
(выдвижения) наставников ДОУ
Общими
и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора ДОУ являются:
- наличие
личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения
администрацией или коллективом ДОУ);
- авторитетность
в среде коллег и обучающихся;
- высокий
уровень развития ключевых компетенций:
• способность развивать других,
• способность выстраивать отношения с
окружающими,
• ответственность,
• нацеленность на результат,
• умение мотивировать и вдохновлять других,
•
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные
критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма
наставничества |
Критерии |
Педагог-педагог |
опытный педагог, имеющий профессиональные
успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных
пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров) |
Для отбора/выдвижения куратора
он должен соответствовать критериям
по форме наставничества «педагог - педагог» и
обладать дополнительно опытом
управления персоналом,
проектами, быть способным
ставить цели, организовывать и контролировать работу коллектива,
выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести
переговоры с потенциальными партнерами ОУ
Приложение 2
Форма базы наставляемых
№ |
ФИО наставляемого |
Контактные данные |
Год рождения |
Основной запрос наставляемого |
Дата вхождения в программу |
ФИО наставника |
Форма наставничества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Формат портфолио наставника и
куратора
(для педагогов, представителей
работодателей)
Фото
|
ФИО |
|
Направления профессиональной
деятельности и интересы, в рамках которых
осуществляется наставническая деятельность: наставничество над молодыми
специалистами |
Образование:
наименование организации, которую окончил наставник (город, год окончания) Должность в
настоящее время: Профессиональный
опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы Опыт работы
наставником: … лет |
|
Профессиональные достижения |
− Автор методических разработок
(указать); − Победитель Конкурса … (название,
номинация, год) - |
Профразвитие по профилю наставнической деятельности |
202__ г. - дополнительная
профессиональная программа «…» (__ час.), город…; |
Работа в качестве эксперта, члена рабочих групп и др |
эксперт конкурса … _____ г.; − член рабочей группы по разработке
…_____ г.; − член комиссии по … _____ г.; − член жюри конкурса …_____ г.; − российский эксперт международного
проекта … _____ г.; |
Наиболее значимые публикации |
|
Наиболее значимые грамоты и благодарности |
|
Приложение 4
SWOT-анализ Программ
наставничества
Формы наставничества
«педагог-педагог»
Факторы SWOT |
Позитивные |
Негативные |
Внутренние |
Сильные стороны: −
Значительная доля участников
(%), которым понравилось участие
в Программе, и которые
готовы продолжить работу в Программе; − Участники Программы
(%) видят свое профессиональное развитие
в данной ОУ в течение следующих
5 лет; − У участников Программы (%) появилось
желание более активно
участвовать в культурной жизни
ОУ; −
У участников Программы
(%) появилось желание
и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы:
статьи, исследования −
Наставляемые (%) после
общения с наставником отмечают
прилив уверенности в собственных силах для развития личного,
творческого и педагогического потенциала; − Участники Программы
(%) отметили рост успеваемости и
улучшение поведения в подшефных
классах, сокращение числа конфликтов
с педагогическим и
родительским сообществами благодаря
Программе наставничества; − Эффективная система
мотивации участников Программы; − Достаточность и понятность обучения наставников;
−
Высокие достижения педагогов
ОУ, которые можно использовать в Программе наставничества |
Слабые
стороны: −
Значительна доля участников
(%), которым не понравилось
участие в Программе, поэтому
они не готовы продолжить работу в ней; −
Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать
в жизни ОУ); −
Наставляемые (%) отметили отсутствие позитивной
динамики в успеваемости обучающихся, в уменьшении конфликтов
с педагогическим и
родительским сообществами по
итогам Программе наставничества;
− Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; − Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка
наставников; − Отсутствует регулярная обратная связь
наставников с куратором, −
Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …)
в ОУ не позволяет достичь в
полной мере цели и задач Целевой модели; −
Высокая перегрузка педагогов-наставников, как
следствие – невозможность регулярной
работы с наставляемыми; − Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; −
«Старение» педагогического корпуса ОУ |
Внешние |
Возможности:
−
Информационно-методическая поддержка ОУ при внедрении Целевой модели со
стороны ОО АКМО; −
Наличие бесплатных и малобюджетных программ
повышения квалификации педагогов; −
Наличие многочисленных предложений от
ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов; − Акцентирование внимание государства и
общества на вопросы наставничества; −
Активное внедрение проектного управления |
Угрозы:
− Нестабильность внешней социально-экономической среды функционирования ОУ; − Рост конкуренции между ОУ
за квалифицированные педагогические кадры; − Миграционный отток квалифицированных педагогов; − Финансовая и организационная оптимизация сети ОУ; − Переход на
преимущественно дистанционное обучение (подрывает основу наставничества); − Отсутствие финансирования проекта внедрения Целевой модели
|
Приложение 5
Анкета оценки удовлетворенности
Программой наставничества
(для наставляемого)
1.
Оцените в баллах от 1 до 10, где
1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:
Насколько комфортно было общение с наставником? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько полезными/интересными были групповые встречи? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ощущали ли Вы поддержку наставника? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько полезна
была помощь наставника? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько был понятен план работы с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ощущали ли Вы безопасность при общении
с наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько было понятно, что от Вас
ждет наставник? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько Вы
довольны вашей совместной работой? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько оправдались
Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Что для Вас особенно ценно было в программе?
______________________________________________________
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что
хотелось бы изменить?
______________________________________________________
4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам
участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе
наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем?
[да/нет]
Благодарим вас за участие в
опросе!
Приложение 6
Анкета оценки удовлетворенности
Программой наставничества
(для наставника)
1.
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый
высокий.
Насколько было
комфортно общение с наставляемым? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Насколько удалось
реализовать свои лидерские качества в программе? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько полезными/ интересными были групповые встречи? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько полезными/ интересными были личные встречи? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько удалось спланировать работу? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько Вы
оцениваете включенность наставляемого в процесс? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько Вы довольны вашей совместной
работой? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько понравилась работа наставником? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насколько оправдались
Ваши ожидания от участия
в Программе наставничества? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Что особенно ценно для Вас было в программе?
____________________________
3. Чего Вам не
хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
______________________________________________________
4. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное
в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
5. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам
участвовать в программе? [да/нет]
6. Хотели бы Вы продолжить работу в программе
наставничества? [да/нет]
7. Была ли для Вас полезна совместная работа с
наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]
Благодарим вас за участие в
опросе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий