Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

воскресенье, 25 сентября 2022 г.

Положение о системе наставничества педагогических работников

1. Общие положения

1.1.  Настоящее  Положение  о  наставничестве  (далее  —  Положение)  в муниципальном  казенном  дошкольном  образовательном  учреждении  «Детский сад № 18 «Алёнка» (далее – ДОУ), разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании  в  Российской  Федерации»  от  29  декабря  2012  года  №  273-ФЗ, Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года  №  Р-145  «Об  утверждении  методологии  (целевой  модели)  наставничества обучающихся  для  организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по  общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего  профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена  опытом  между  обучающимися»,  Письмом  Министерства  просвещения  Российской  Федерации  от  23  января  2020  года  №МР-42/02  ”О  направлении  целевой  модели  наставничества  и  методических  рекомендаций“  (вместе  с «Методическими  рекомендациями  по  внедрению  методологии  (целевой  модели)  наставничества  обучающихся  для  организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по  общеобразовательным,  дополнительным общеобразовательным и программам среднего  профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена  опытом между обучающимися») и определяет порядок организации наставничества для  внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в ДОУ.

1.2. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников  ДОУ определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления  наставничества (далее  -  Положение).  Разработано  в  соответствии  с  нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.

1.3.  В Положении используются следующие понятия:

Наставник  -  педагогический  работник,  назначаемый  ответственным  за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется  наставническая деятельность в образовательной организации.

Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие  с  наставником  и  при  его  помощи  и  поддержке  приобретает  новый  опыт,  развивает  необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая  тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор -  сотрудник  образовательной  организации,  учреждения  из  числа  ее  социальных  партнеров  (другие  образовательные  учреждения - школы,  вузы,  колледжи;  учреждения  культуры  и  спорта,  дополнительного  профессионального  образования,  предприятия  и  др.),  который  отвечает  за  реализацию  персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации  к  квалифицированному  исполнению  должностных  обязанностей  лиц,  в отношении которых осуществляется наставничество.

Форма  наставничества  -  способ  реализации  системы  наставничества  через организацию  работы  наставнической  пары/группы,  участники  которой  находятся  в заданной  ролевой  ситуации,  определяемой  основной  деятельностью  и  позицией участников.

Персонализированная  программа  наставничества  -  это  краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов  наставничества,  участников  наставнической  деятельности,  направления наставнической  деятельности  и  перечень  мероприятий,  нацеленных  на  устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

1.4. Основными  принципами  системы  наставничества педагогических  работников являются:

1)  принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2)  принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и  реализацию  практик  наставничества  с  максимальным  охватом  всех  необходимых компонентов  системы  образования  на  федеральном,  региональном,  муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

3)  принцип  легитимности  подразумевает  соответствие  деятельности  по реализации  программы  наставничества  законодательству  Российской  Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

4)  принцип обеспечения  суверенных  прав  личности  предполагает  приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального  развития,  честность  и  открытость  взаимоотношений,  уважение  к  личности наставляемого и наставника;

5)  принцип добровольности,  свободы  выбора,  учета  многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

6)  принцип аксиологичности подразумевает  формирование  у  наставляемого  и наставника  ценностных  отношений  к  профессиональной  деятельности,  уважения  к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

7)  принцип личной  ответственности  предполагает  ответственное  поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

8)  принцип индивидуализации  и  персонализации наставничества  направлен  на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

9)  принцип  равенства  признает,  что  наставничество  реализуется  людьми, имеющими  равный  социальный  статус  педагога  с  соответствующей  системой  прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

1.5.  Участие  в  системе  наставничества  не  должно  наносить  ущерба

образовательному  процессу  образовательной  организации.  Решение  об  освобождении наставника  и  наставляемого  от  выполнения  должностных  обязанностей  для  участия  в мероприятиях  плана  реализации  персонализированной  программы  наставничества принимает  руководитель  образовательной  организации  в  исключительных  случаях при условии  обеспечения  непрерывности образовательного  процесса  в  образовательной организации и замены их отсутствия.

 

2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества

2.1.  Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и  самоопределению,  личностному  и  социальному  развитию  педагогических  работников, самореализации  и  закреплению  молодых/начинающих  специалистов  в  педагогической профессии.

2.2.  Задачи системы наставничества педагогических работников:

-  содействовать  созданию  в  образовательной  организации  психологически комфортной  образовательной  среды  наставничества,  способствующей  раскрытию личностного,  профессионального,  творческого  потенциала  педагогов  путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

- оказывать  помощь  в  освоении  цифровой  информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки  педагогических  работников  образовательной  организации,  региональных систем  научно-методического  сопровождения  педагогических  работников  и управленческих кадров;

- содействовать  участию  в  стратегических  партнерских  отношениях,  развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;

-  способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой  образовательной  среды,  востребованности  использования  современных информационно-коммуникативных  и педагогических  технологий  путем  внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;

-  содействовать  увеличению  числа  закрепившихся  в  профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;

-  оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении  которого  осуществляется  наставничество,  к  условиям  осуществления педагогической  деятельности  конкретной  образовательной организации, ознакомление  с традициями  и  укладом  школьной  жизни,  а  также  в  преодолении  профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

- обеспечивать  формирование  и  развитие  профессиональных  знаний  и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;

- ускорять  процесс  профессионального  становления  и  развития  педагога,  в отношении  которых  осуществляется  наставничество,  развитие  их  способности самостоятельно,  качественно  и  ответственно  выполнять возложенные  функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

-  содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;

- знакомить  педагогов,  в  отношении  которых  осуществляется  наставничество,  с эффективными  формами  и  методами  индивидуальной  работы  и работы  в  коллективе, направленными  на  развитие  их  способности  самостоятельно  и  качественно  выполнять возложенные  на  них  должностные  обязанности,  повышать  свой  профессиональный уровень.

2.3.  В  образовательной  организации могут применяться  разнообразные  формы наставничества  («педагог -  педагог»,  «руководитель - педагог»,  «работодатель  -  студент»,  «педагог  вуза/колледжа  -  молодой  педагог образовательной  организации»  и  другие)  по  отношению  к  наставнику  или  группе  наставляемых.  Применение форм  наставничества  выбирается  в  зависимости  от  цели  персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных  затруднений,  запроса  наставляемого  и  имеющихся  кадровых  ресурсов.  Формы наставничества  используются  как  в  одном  виде,  так  и  в  комплексе  в  зависимости  от запланированных эффектов.

Виртуальное  (дистанционное)  наставничество  -  дистанционная  форма

организации  наставничества  с  использованием  информационно-коммуникационных технологий,  таких  как  видеоконференции,  платформы  для  дистанционного  обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь  профессионалов  и  сформировать  банк  данных  наставников,  делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество  в  группе  -  форма  наставничества,  когда  один  наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное  или  целеполагающее  наставничество  -  наставник  и

наставляемый  встречаются  по  заранее  установленному  графику  для  постановки конкретных  целей,  ориентированных  на  определенные  краткосрочные  результаты.

Наставляемый  должен  приложить  определенные  усилия,  чтобы  проявить  себя  в  период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное  наставничество  -  профессионал  младшего  возраста  становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог  становится  наставником  молодого  педагога  в  вопросах  методики  и  организации учебно-воспитательного процесса.

Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Скоростное  наставничество  -  однократная  встреча  наставляемого

(наставляемых)  с  наставником  более  высокого  уровня(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками,  объединенными  общими  проблемами  и  интересами  или  обменом  опытом.

Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и  карьерного  роста  на  основе  информации,  полученной  из  авторитетных  источников, обменяться  мнениями  и  личным  опытом,  а  также  наладить  отношения  «наставник -наставляемый» («равный - равному»).

Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более  опытным  и начинающим  работником  в  течение  определенного  продолжительного времени.  Обычно  проводится  отбор  наставника  и  наставляемого  по  определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

Форма наставничества «педагог-педагог» - способ реализации целевой модели  наставничества  через  организацию  взаимодействия  наставнической  пары  «педагог-профессионал - педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».

Форма  наставничества  «руководитель  образовательной  организации  -педагог»  способ  реализации  целевой  модели  наставничества  через  организацию  взаимодействия  наставнической  пары  «руководитель  образовательной  организации - педагог»,  нацеленную  на  совершенствование  образовательного  процесса  и  достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания  необходимых  организационно-педагогических,  кадровых,  методических,  психолого-педагогических условий и ресурсов.

 

3.  Организация системы наставничества

3.1.  Наставническая  деятельность  осуществляется  на  основании  настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ДОУ.

Программа  наставничества  разрабатывается  куратором  (с  участием  наставников)  и включает в себя:

·        реализуемые в ДОУ формы наставничества;

·        типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее — индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.

3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель  ДОУ,  куратор  наставнической  деятельности  и  наставники в  рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ДОУ.

3.3.  Наставничество  устанавливается  в  отношении  нуждающихся  в  нем  лиц, испытывающих  потребность  в  развитии/освоении  новых  мета-компетенций  и/или профессиональных компетенций.

Наставничество  устанавливается  для  следующих  категорий  участников образовательного процесса:

- педагогические работники, вновь принятые на работу в ДОУ;

- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

3.4. Наставниками могут быть:

- педагоги и иные должностные лица образовательных учреждений;

Критерии отбора/выдвижения наставников представлены в (Приложении 1.)

3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.

3.6.  Наставник  одновременно  может  осуществлять мероприятия  наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение — групповые формы работы  (коммуникативные  и  иные  мероприятия),  по  согласованию  с  наставником  и наставляемыми.

3.7.  Длительность  и  сроки  наставничества устанавливаются  индивидуально  для каждой  наставнической  пары  (но  не  более  1  календарного  года)  в  зависимости  от планируемых  результатов,  сформулированных  в  индивидуальном  плане  по  итогам анализа потребности в развитии наставляемого.

В  случае  быстрого  и  успешного  освоения  лицом,  в  отношении  которого осуществляется  наставничество,  необходимых  компетенций,  наставничество  по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.

Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности или  иного  продолжительного  отсутствия  по  уважительным  причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ДОУ, основанием могут выступать следующие обстоятельства:

— прекращение наставником трудовых отношений с ДОУ;

— психологическая несовместимость наставника и наставляемого;

— систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;

— привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

— обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

При замене наставника период наставничества не меняется.

3.9.  Этапы  наставнической  деятельности  в ДОУ  осуществляются  в  соответствие  с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:

Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;

Этап 2. Формирование базы наставляемых;

Этап З. Формирование базы наставников;

Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;

Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;

Этап  6.  Организация  и  осуществление  работы  наставнических  пар/групп; 

Этап  7. Завершение внедрения Целевой модели.

На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ДОУ,  включающая  в  себя  информирование  потенциальных  участников  наставнической деятельности,  определение  заинтересованных  аудиторий,  сбор  и  обработку предварительных  запросов  наставляемых,  определение  форм,  ролевых  моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ДОУ, заключение партнерских соглашений  с  организациями  социальными  партнерами,  участвующими  в  реализации программ наставничества ОУ.

На втором  этапе  составляется  перечень  лиц,  желающих  иметь  наставников, проводится  уточняющий  анализ  их  потребности  в  обучении,  например,  с  помощью диагностических бесед. На данном этапе собираются: согласия  на  обработку  персональных  данных  от  тех  участников  Программы наставничества в ОУ, которые еще не давали такого согласия,

На  третьем  этапе  проводится  организационная  работа  по  формированию  базы данных  потенциальных  наставников  с  ориентацией  на  критерии  отбора/выдвижения наставников (Приложение 2).

По  итогам  четвертого  этапа  формируется  и утверждается  реестр  наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор.

Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так  и  коллективом  сотрудников.  В  первом  случае  составляется  проект  приказа ДОУ  с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для  ознакомления  и  согласования.  Во  втором  случае  приказ  издается  на  основании представления  коллектива  сотрудников  (инициативной  группы,  структурного подразделения, комиссии, совета ДОУ и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ДОУ.

Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение 3), которые вместе с реестром  наставников  размещаются  на  сайте  ДОУ  (на  странице/в  разделе  по наставничеству).

В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка  индивидуальных  планов.  По  итогам  осуществления  данного  этапа  приказом руководителя ДОУ утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.

При  необходимости  организовываются  мероприятия  по  развитию  наставников  в формате «Школы наставников», которые включаются в Программу наставничества.

На  шестом  этапе  проводится  текущая  работа  куратора,  наставников  и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.

Седьмой  этап  включает  в  себя  подведение  итогов,  проведение  итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.

3.10.  Наставничество  организуется  на  основании  приказа  руководителя ДОУ «Об утверждении положения  о  системе  наставничества  педагогических работников в образовательной организации».

3.11.  Руководитель ДОУ:

-  осуществляет  общее  руководство  и  координацию  внедрения  (применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной  организации;

-  издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в ДОУ;

-  утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору  наставников и наставляемых, а также утверждает их;

-  утверждает  Дорожную  карту  (план  мероприятий)  по  реализации  Положения  о системе наставничества педагогических работников в ДОУ;

-  издает  приказ(ы)  о  закреплении  наставнических пар/групп  с  письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;

-  способствует  созданию  сетевого  взаимодействия  в  сфере  наставничества, осуществляет  контакты  с  различными  учреждениями  и  организациями  по  проблемам наставничества  (заключение  договоров  о  сотрудничестве,  о  социальном  партнерстве,

проведение координационных совещаний,  участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);

-  способствует  организации  условий  для  непрерывного  повышения

профессионального  мастерства  педагогических  работников,  аккумулирования  и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.

 

4.  Методическое объединение наставников

Методическое объединение наставников:

- совместно  с  куратором  принимает  участие  в  разработке  локальных  актов  и информационно-методического  сопровождения  в  сфере  наставничества  педагогических работников в образовательной организации;

- ведет  учет  сведений о  молодых/начинающих  специалистах  и  иных  категориях наставляемых  и  их  наставниках;  помогает  подбирать  и  закрепляет  пары  (группы) наставников  и  наставляемых  по  определенным  вопросам  (предметное  содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной  деятельности,  психолого-педагогическое  сопровождение  наставляемых  и наставников и т.п.);  -  разрабатывает,  апробирует  и  реализует  персонализированные  программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;

-  принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников;

-  осуществляет  подготовку  участников  персонализированных  программ наставничества к мероприятиям:  конкурсам  профессионального  мастерства,  форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;

-  осуществляет  организационно-педагогическое,  учебно-методическое,

обеспечение  реализации  персонализированных  программ  наставничества  в образовательной организации;

-  участвует  в  мониторинге  реализации  персонализированных  программ наставничества педагогических работников;

-  является  открытой  площадкой  для  осуществления  консультационных, согласовательных функций и функций медиации;

-  совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ  наставничества  участвует  в  разработке  материальных  и  нематериальных стимулов поощрения наставников;

-  принимает  участие  в  формировании  банка  лучших  практик  наставничества педагогических работников, информационном  сопровождении  персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и ответственным за ведение сайта).

 

5. Права и обязанности куратора

5.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:

·          формирование  и  актуализация  базы  наставников  и  наставляемых;   разработка проекта  Программы по организации наставничества ДОУ;

·          организация  и  контроль  мероприятий  в  рамках  утвержденной  Программы наставничества;

·          подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ДОУ;

·          оказание  своевременной  информационной,  методической  и  консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;

·          мониторинг  и  оценка  качества  реализованных  Программ  наставничества  через SWOT-aнализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 4);

·          своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по  запросам  (Приложение 5);

·          получение  обратной  связи  от  участников  Программы  наставничества  и  иных причастных  к  ее  реализации  лиц  (через  опросы,  анкетирование),  обработка  полученных результатов;

·          анализ,  обобщение  положительного  опыта осуществления наставнической деятельности в ДОУ и участие в его распространении.

5.2. Куратор имеет право:

·          запрашивать  документы  (индивидуальные  планы,  заявления,  представления, анкеты)  и  информацию  (для осуществления  мониторинга  и  оценки)  от  участников наставнической деятельности;

·          вносить  предложения  по  изменениям  и  дополнениям  в  документы  ДОУ, сопровождающие наставническую деятельность;

·          инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ДОУ;

·          принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

·          вносить на рассмотрение руководству ДОУ предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;

·          на  поощрение  при  выполнении  показателей  эффективности  наставничества  и высокого качества Программ наставничества.

 

6. Права и обязанности наставника

6.1.  Права наставника:

-  привлекать  для  оказания  помощи  наставляемому  других  педагогических работников образовательной организации с их согласия;

-  знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или  получать  другую  информацию  о  лице,  в  отношении  которого  осуществляется наставничество;

-  обращаться  с  заявлением  к  куратору  и  руководителю  образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;

-  осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий.

6.2.  Обязанности наставника:

-  руководствоваться  требованиями  законодательства  Российской  Федерации, региональными  и  локальными  нормативными  правовыми  актами  образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;

-  находиться  во  взаимодействии  со  всеми  структурами  образовательной организации,  осуществляющими  работу  с  наставляемым  по  программе  наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);

-  осуществлять  включение  молодого/начинающего  специалиста  в

общественную  жизнь  коллектива,  содействовать  расширению  общекультурного  и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;

-  создавать  условия  для  созидания  и  научного  поиска,  творчества  в

педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;

-  содействовать  укреплению  и  повышению  уровня  престижности

преподавательской  деятельности,  организуя  участие  в  мероприятиях  для

молодых/начинающих  педагогов  различных  уровней  (профессиональные  конкурсы, конференции, форумы и др.);

-  участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого,  вносить  предложения  о  его  поощрении  или  применении  мер дисциплинарного воздействия;

- рекомендовать  участие  наставляемого  в  профессиональных  региональных  и федеральных  конкурсах,  оказывать  всестороннюю  поддержку  и  методическое сопровождение.

 

7. Права и обязанности наставляемого

7.1.  Права наставляемого:

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- участвовать  в  составлении  персонализированной  программы  наставничества педагогических работников;

-  обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;

-  вносить  на  рассмотрение  предложения  по  совершенствованию

персонализированных  программ  наставничества  педагогических  работников ДОУ;

- обращаться  к  куратору  и  руководителю  образовательной  организации  с ходатайством о замене наставника.

7.2.  Обязанности наставляемого:

-  изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;

-  реализовывать  мероприятия  плана  персонализированной  программы наставничества в установленные сроки;

- соблюдать  правила  внутреннего  трудового  распорядка  образовательной организации;

- знать  обязанности,  предусмотренные  должностной  инструкцией,  основные направления  профессиональной  деятельности,  полномочия  и  организацию  работы  в  образовательной организации;

-  выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;

-  совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;

-  устранять  совместно  с  наставником  допущенные  ошибки  и  выявленные затруднения;

-  проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;

-  учиться  у  наставника  передовым,  инновационным  методам  и  формам  работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

 

8. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество

8.1.  Формирование наставнических  пар  (групп)  осуществляется  по  основным критериям:

-  профессиональный  профиль  или  личный  (компетентностный)  опыт  наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

-  у  наставнической  пары  (группы)  должен  сложиться  взаимный  интерес  и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.

8.2.  Сформированные  на  добровольной  основе  с  непосредственным  участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.

 

9.  Завершение персонализированной программы наставничества

9.1.  Завершение  персонализированной  программы  наставничества  происходит  в случае:

-  завершения  плана  мероприятий персонализированной  программы  наставничества  в полном объеме;

-  по  инициативе  наставника  или  наставляемого  и/или  обоюдному  решению  (по уважительным обстоятельствам);

-  по  инициативе  куратора  (в  случае  недолжного  исполнения  персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).

9.2.  Изменение  сроков  реализации  персонализированной программы

наставничества педагогических работников. По  обоюдному  согласию  наставника  и наставляемого/наставляемых  педагогов возможно  продление  срока  реализации  персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).

 

10. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества

10.1.  Оценка  качества  процесса  реализации  Программ  наставничества  в  ДОУ направлена на:

- изучение (оценку) качества реализованных в ДОУ Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение 4); 

- выявление  соответствия условий  организации Программ наставничества в ДОУ требованиям и принципам Целевой модели;

10.2. Оценка  эффективности  внедрения  Целевой  модели  осуществляется  с периодичностью  1  раз  в  полугодие (Приложение 5).

10.3.  Оценка  реализации  Программ  наставничества  также  осуществляется  на основе  анкет  удовлетворенности  наставников  и  наставляемых  организацией наставнической деятельности в ДОУ (Приложение 6).

10.4.  В  целях  обеспечения  открытости  реализации  Целевой  модели  в ДОУ  на сайте ДОУ (указать адрес страницы/раздела о наставничестве) размещается и своевременно обновляется следующая информация:

- реестр наставников;

- портфолио наставников;

- перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ОУ;

- анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.

 

11.  Мотивация участников наставнической деятельности

11.1.  Участники системы наставничества в ДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ДОУ к следующим видам поощрений:

- публичное признание значимости их работы  объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;

- размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях, наставляемых и др.) на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях.

11.2.  Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала  наиболее  активных  участников  наставничества  в  ОУ  через  приглашение  их  к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).

11.3.  Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации  педагогов-наставников,  а  также  при  определении  стимулирующих  выплат ДОУ.

11.4.  Руководство  ДОУ  вправе  устанавливать  доплаты  педагогическим работникам ДОУ за интенсивность труда либо выплаты компенсационного характера за выполнение  работы,  не  входящей  в  круг  основных  обязанностей  работников,  с  целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.

 

12. Условия  публикации  результатов  персонализированной  программы наставничества педагогических работников на сайте ДОУ

12.1.  Для  размещения  информации  о  реализации  персонализированной программы  наставничества  педагогических  работников  на  официальном  сайте образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).

На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества  педагогических  работников,  базы  наставников  и  наставляемых,  лучшие кейсы  персонализированных  программ  наставничества  педагогических  работников, федеральная, региональная и локальная нормативно - правовая база в сфере наставничества  педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.

12.2. Результаты  персонализированных  программ  наставничества  педагогических работников в образовательной организации публикуются после их завершения.

 

13. Заключительные положения

13.1.  Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно.

13.2.  В  настоящее  Положение  могут  быть  внесены  изменения  и  дополнения  в соответствии  с  вновь  принятыми  законодательными  и  иными  нормативными  актами Российской  Федерации  и  вновь  принятыми  локальными  нормативными  актами ДОУ.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников ДОУ

 

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий  наставников и куратора ДОУ являются:

- наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ДОУ);

- авторитетность в среде коллег и обучающихся;

- высокий уровень развития ключевых компетенций:

•  способность развивать других,

•  способность выстраивать отношения с окружающими,

•  ответственность,

•  нацеленность на результат,

•  умение мотивировать и вдохновлять других,

• способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:

 

Форма наставничества

Критерии

Педагог-педагог

опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и

материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров)

 

Для  отбора/выдвижения  куратора  он  должен  соответствовать  критериям  по  форме наставничества  «педагог - педагог»  и  обладать  дополнительно  опытом  управления персоналом,  проектами,  быть  способным  ставить  цели,  организовывать  и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ОУ

 

 

 

 

 

Приложение 2

Форма базы наставляемых

 

ФИО наставляемого

Контактные данные

Год рождения

Основной запрос наставляемого

Дата вхождения в программу

ФИО наставника

Форма наставничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Формат портфолио наставника и куратора

(для педагогов, представителей работодателей)

 

Фото

 

 

ФИО

 

Направления профессиональной деятельности и

интересы, в рамках которых осуществляется

наставническая деятельность:

наставничество над молодыми специалистами

Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год  окончания)

Должность в настоящее время:

Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы

Опыт работы наставником: … лет

Профессиональные

достижения

− Автор методических разработок (указать);

− Победитель Конкурса … (название, номинация, год)

-

Профразвитие по профилю

наставнической

деятельности

202__ г. - дополнительная профессиональная программа

«…» (__ час.), город…;

Работа в качестве эксперта,

члена рабочих групп и др

эксперт конкурса … _____ г.;

− член рабочей группы по разработке …_____ г.;

− член комиссии по … _____ г.;

− член жюри конкурса …_____ г.;

− российский эксперт международного проекта … _____ г.;

Наиболее значимые

публикации

 

Наиболее значимые

грамоты и благодарности

 

 

 

Приложение 4

 

SWOT-анализ Программ наставничества

Формы наставничества «педагог-педагог»

 

Факторы

SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

  Сильные стороны:

−  Значительная  доля  участников  (%), которым  понравилось  участие  в Программе,  и  которые  готовы

продолжить работу в Программе;

− Участники  Программы  (%)  видят  свое профессиональное  развитие  в  данной ОУ в течение следующих 5 лет;

− У участников Программы (%) появилось желание  более  активно  участвовать  в культурной жизни ОУ;

−  У  участников  Программы  (%)

появилось  желание  и/или  силы

реализовывать  собственные

профессиональные  работы:  статьи,

исследования

−  Наставляемые  (%)  после  общения  с наставником  отмечают  прилив уверенности в собственных силах для развития   личного,   творческого и   педагогического

потенциала;

− Участники  Программы  (%)  отметили рост  успеваемости  и  улучшение поведения  в  подшефных  классах, сокращение  числа  конфликтов  с

педагогическим  и  родительским

сообществами  благодаря  Программе наставничества;

− Эффективная   система  мотивации участников

Программы;

− Достаточность и понятность обучения наставников;

−  Высокие  достижения  педагогов  ОУ, которые  можно  использовать  в Программе наставничества

Слабые стороны:

−  Значительна  доля  участников  (%), которым  не  понравилось  участие  в Программе,  поэтому  они  не  готовы продолжить работу в ней;

−  Низкая  активность  участников

Программы (нет желания более активно участвовать в жизни ОУ);

−  Наставляемые  (%)  отметили

отсутствие  позитивной  динамики  в

успеваемости  обучающихся,  в

уменьшении  конфликтов  с

педагогическим  и  родительским

сообществами  по  итогам  Программе наставничества;

− Неэффективная/непроработанная

система   мотивации участников Программы;

− Не организовано систематическое

развитие и методическая поддержка наставников;

− Отсутствует   регулярная

обратная   связь  наставников

с куратором,

−  Инфраструктура  наставничества

(материально-техническая,  …)  в  ОУ не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели;

−  Высокая  перегрузка  педагогов-наставников,  как  следствие  –

невозможность  регулярной  работы  с наставляемыми;

− Дефицит педагогов, готовых и

способных быть наставниками;

−  «Старение» педагогического

корпуса ОУ

Внешние

Возможности:

−  Информационно-методическая

поддержка ОУ при внедрении Целевой модели  со  стороны  ОО АКМО;

−  Наличие  бесплатных  и

малобюджетных  программ  повышения квалификации педагогов;

−  Наличие  многочисленных

предложений  от  ИТ-платформ  для

осуществления  дистанционного

обучения педагогов;

− Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества;

−  Активное  внедрение

проектного управления

Угрозы:

− Нестабильность   внешней

социально-экономической  среды

функционирования ОУ;

− Рост   конкуренции  между

ОУ   за квалифицированные

педагогические кадры;

− Миграционный отток

квалифицированных педагогов;

− Финансовая и организационная

оптимизация сети ОУ;

− Переход   на   преимущественно

дистанционное  обучение

(подрывает основу наставничества);

− Отсутствие  финансирования  проекта внедрения Целевой модели

 

 

 

 

Приложение 5

 

Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества

(для наставляемого)

 

1.     Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:

 

Насколько комфортно было общение с

наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько  полезными/интересными  были

личные встречи с наставником?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько  полезными/интересными  были

групповые встречи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ощущали ли Вы поддержку наставника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько   полезна   была   помощь

наставника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько был понятен план работы с

наставником?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ощущали ли Вы безопасность при общении с  наставником?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько было понятно, что от Вас ждет

наставник?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько  Вы  довольны  вашей  совместной работой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько  оправдались  Ваши  ожидания  от участия в Программе наставничества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Что для Вас особенно ценно было в программе?

______________________________________________________

3.  Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

______________________________________________________

4.  Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

5.  Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

6.  Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

 

Благодарим вас за участие в опросе!

 

Приложение 6

 

 

Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества

(для наставника)

 

1.  Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый

высокий.

Насколько  было  комфортно  общение  с

наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько  удалось  реализовать  свои

лидерские качества в программе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько полезными/ интересными были

групповые встречи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько полезными/ интересными были

личные встречи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько   удалось спланировать работу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько удалось осуществить план

индивидуального   развития наставляемого?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько  Вы  оцениваете  включенность

наставляемого в процесс?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько Вы довольны вашей совместной

работой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько   понравилась  работа

наставником?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько  оправдались  Ваши ожидания  от  участия  в  Программе

наставничества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Что особенно ценно для Вас было в программе?

____________________________

3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? ______________________________________________________

4.  Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]

5.  Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

6.  Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

7.  Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]

 

Благодарим вас за участие в опросе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий